Необходимость реализации
образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими
причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья
нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные
нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями
современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность,
беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к
употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы
свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления
различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими
наркотики.
Вследствие истощения
душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во
взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах
«отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Наиболее уязвимыми
категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще
предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно
опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при
деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности
функционирования государственных структур общества, избытка информации,
ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных
ценностей.
Предлагаемая программа
является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания
здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе
систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.
Цели регионального курса
«Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать
себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к
возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает
получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных
отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни,
навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального
питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы
предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии,
социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии,
анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания
здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме
лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим
занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое
моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио-
и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение
индивидуальных и групповых консультаций.
Программа каждого года
обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока
включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях
существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность,
любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и
зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического
блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности,
самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию
и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые
упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной
сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального
поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока
обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье,
формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и
необходимости.
Содержание семьеведческого
блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и
функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает
навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного
воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует
развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического
блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь
состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу
как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима
труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется
негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению
наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.