Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа
жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического
и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических
заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.
Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни,
неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает
к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ.
Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления
различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими
наркотики.
Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень
конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах,
разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в
обществе.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной
системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно
повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать
ценностное отношение к здоровью.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование
личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире,
творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции
и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков,
необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности
в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за
больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики,
морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии,
физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и
воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое
место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги,
анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое
использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий
(таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых
консультаций.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о
мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия
как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни,
творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении
психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает
умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности.
Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности,
интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства,
профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и
обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное
понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах
создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в
семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и
ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье;
способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и
профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего
тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода
за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется
репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам,
в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.